Цвет
Размер текста
Отключить изображения
Обычная версия
Контактная информация
443096, г.Самара,
ул. Мичурина, 13
приемная: (846) 265-08-69
e-mail: office@regsamarh.ru

Малинкин Е.М. «Страницы истории первого самарского стадиона»

Спортивная жизнь в дореволюционной Самаре зародилась в самом начале XX в. Первые самарские любители активного отдыха и здорового образа жизни использовали для своих состязаний и соревнований площади (Вокзальную, Николаевскую, она же Соборная), скверы (в первую очередь Пушкинский) да вообще любые пригодные площадки, вроде Александровского катка, который позже стал спортплощадкой Самарского яхт-клуба. Был в Самаре ипподром, был даже велодром, а вот первый стадион появляется только в середине 1920-х годов.

Потребность в стадионе у советских губернских властей возникла в связи с необходимостью проведения военно-спортивной подготовки призывников, а также для пропаганды физического воспитания. Для строительства выбрали место, совсем недалеко от Вокзальной площади, которую самарские любители спорта облюбовали еще до 1917 года. В номере от 12 июня 1925 года главная губернская газета «Коммуна» сообщает о том, что в г. Самаре открыт спортивный стадион. Так было положено начало нынешнему стадиону «Локомотив». Конечно, это ещё был не полноценный стадион, а, скорее, спортплощадка. Да и название своё в честь спортивного общества железнодорожников он получил позже. В газетах и документах тех лет мы видим упоминание «Красного спортивного стадиона» или, как его иногда называли – «КСС», чуть позже, в ознаменование первого круглого юбилея Октябрьской революции, появилось название «Стадион имени 10-летия Октября».

Достройка стадиона продолжалась не один год. Из-за постоянной нехватки средств применялся метод «народной стройки», использовались силы пионеров и комсомольцев, трудившихся здесь на субботниках, а также физкультурников из числа рабочих-железнодорожников. Совместно с городскими службами были возведены деревянные трибуны и раздевалки, обустроено футбольное поле с дренажной системой. В июне 1927 года наконец-то состоялось торжественное открытие стадиона. Интересно, что в паспорте стадиона от 1951 года указано: «Время ввода в эксплуатацию 1935 год». Возможно, это было связано с реконструкцией стадиона.

В 1929 году полноценным хозяином «Локомотива» стала Самара-Златоустовская железная дорога. Интересно, что это совпало  с первым  значимым события в своей истории. Уже в середине 1929 года стадион принимал первый международный матч. Против команды французских рабочих «ФСТ»  11 августа играла команда самарских футболистов, сформированная, в основном, из рабочих-зимовцев. Самарцы победили со счётом 1:0. А 13 августа французская команда «ФСТ» была обыграна  уже сборной г. Самары со счётом  13:0.

К началу Великой Отечественной войны «Локомотив» являлся крупнейшим и главным стадионом г. Куйбышева (всего на тот момент в городе было уже 4 стадиона). Неудивительно, что именно здесь летом 1937 года  был установлен городской довоенный рекорд посещаемости спортивного мероприятия. В СССР только-только был создан общесоюзный чемпионат по футболу. Куйбышевские команды в довоенных чемпионатах не участвовали, но принимали участие в Кубке СССР. В 1/32 финала Кубка страны встречались куйбышевский «Спартак» и московское «Торпедо». Увидеть матч местных футболистов с московскими автозаводцами, уже тогда входившими в элитную группу советского футбола собралось более 10 тысяч человек. Более опытные и мастеровитые торпедовцы одержали убедительную победу  - 4:1.

После начала войны на стадионе продолжалась активная жизнь. Проводились военно-спортивные мероприятия, соревнования, даже праздники физкультурно-оборонного направления. Один из таких праздников 3 мая 1942 года стал отправной точкой истории флагмана самарского футбола команды «Крылья Советов». В рамках чемпионата города по футболу состоялось открытие очередного футбольного сезона матчем между  лучшей         на тот момент командой города  - «Локомотивом» и командой капитана Карелина, фактически сборной рабочих авиационных заводов. Победу со счетом 5:3 одержали железнодорожники.

Стадион «Локомотив» причастен и к другим важным датам в истории «Крыльев Советов».  Так, именно на «Локомотиве» 27 сентября 1942 года состоялся первый междугородний  матч будущих «Крыльев» - команды капитана Новикова, принимавшей уфимских футболистов. Гости победили со счётом 1:0, взяв реванш за домашнее поражение. Интересный факт также в том, что когда  на «Локомотиве» впервые сыграла команда «Крылья Советов», то это была не куйбышевская команда, а их будущие московские одноклубники. Меры по сохранению секретности  информации об эвакуированных авиационных заводах были столь велики, что почти до самого конца войны  нельзя было упоминать даже название спортобщества авиационных работников. Отсюда и названия по фамилии капитанов. Так  было и 8 августа 1943 года, когда московские «Крылья Советов» обыграли в упорном матче команду капитана Новикова 5:4.

Новой вехой в истории стадиона стал 1946 год. Годом ранее куйбышевская команда, уже носившая официально название «Крылья Советов», по итогам турнира второй группы первенства страны по футболу получила право в следующем сезоне выступать в высшем эшелоне  - чемпионате СССР по футболу первой группы. К этому моменту стадион «Локомотив» серьёзно обветшал и не соответствовал нормам, предъявлявшимся к стадионам команд – участницам чемпионата. Обследование руководством железной дороги  им. В.В. Куйбышева        6 марта 1946 года выявило плачевное состояние стадиона. Трибуны, павильон, ограждение требовали «капитально-восстановительного» ремонта силами сотен рабочих.

В результате на совместном заседании Куйбышевского обкома и горкома ВКП(б) от 6 апреля 1946 года был рассмотрен вопрос о состоянии и мерах по улучшению массово-физкультурной и спортивной работы в области и в г. Куйбышеве. Было принято решение организовать до 15 мая детские спортивные школы при добровольных спортивных обществах: «Крылья Советов», «Локомотив», «Спартак» и «Динамо», а также в течение апреля-мая 1945 года отремонтировать все имеющиеся спортивные сооружения и инвентарь.

Работа на стадионе начинается ещё в середине марта. Состав строителей был весьма широким. Это рабочий завода № 24 им. М.В. Фрунзе, строительного треста № 11, дорожные рабочие, железнодорожники, рабочие-комсомольцы других предприятий, учащиеся школ ФЗО, студенты, а также заключенные, присланные Управлением исправительно-трудовых лагерей и колоний и даже немецкие военнопленные. Важность строительства можно оценить по тому, что была организована выездная редакция «Волжской коммуны», которая ежедневно информировала о том, как идёт работа. А работа должна была быть завершена уже к 26 апреля, когда «Крыльям Советов» предстояло сыграть первый домашний матч чемпионата с московским ЦДКА.

Строительство стадиона шло с большим трудом, несмотря на организацию субботников и воскресников, направлению сотен рабочих.   Постоянно случались перебои с подвозом стройматериалов, срывались сроки работы по причине нерадивости «ответственных» лиц, из-за недостатка рабочих рук. Районы, чтобы дать указанное количество рабочих, порой присылали даже несовершеннолетних, о чём едко иронизировалось в газетных публикациях. Но, несмотря на все препоны, стадион был сдан в срок. Были отремонтированы павильон и трибуны. Вход на стадион, который стал вмещать до 20 тысяч зрителей, был перенесён под южную трибуну. В реконструированном павильоне разместились спортзал, «раздевальни», душевые. Позади павильона был сооружён летний театр на 500 мест. Были построены и новые павильоны под «читальню», «биллиардную», буфет, комнату настольных игр.  Кроме того, были восстановлены волейбольная, баскетбольная, городошная площадки и теннисный корт.  Наконец, для удобства посетителей стадиона появились киоски для продажи прохладительных напитков, детская и танцевальная площадки. Как заявил тогда в интервью «Волжской коммуне»  директор стадиона И.А. Карпов: «После ремонта и добавочной стройки город получит стадион, на котором не стыдно будет принять наши первоклассные и заграничные команды».

В итоге стадион благополучно принял и первые матчи «Крыльев» и физкультурные праздники, День физкультурника, прошедший 21 июля и включавший в себя показательные встречи по волейболу и баскетболу, выступления по борьбе, боксу и поднятию штанги.

В дальнейшем «Локомотиву» приходилось принимать самые разные соревнования, даже несмотря на то, что главным стадионом Куйбышева со временем стал стадион «Динамо». Например, в 1951 году на «Локомотиве» разыгрывался Кубок по футболу Всероссийского общества глухонемых, в феврале 1953 года на стадионе проводилось первенство СССР по русскому хоккею, в котором участвовало 8 сильнейших команд страны. «Железнодорожный» стадион становился местом проведения профсоюзных спартакиад, городских и областных турниров по футболу, лёгкой атлетике и многим другим видам спорта. В 1967 году на территории стадиона был построен один из первых в городе крытых бассейнов.

Сейчас «Локомотив» не просто стадион, а спортивный комплекс, где проводятся самые разнообразные соревнования. Вот так когда-то любимое место первых самарских спортсменов около железнодорожного вокзала стало началом одного из главных спортивных центров Самары.

 

Е.М. Малинкин – главный специалист отдела использования архивных документов Самарского областного государственного архива социально-политической истории, к.и.н.